Поделки к наврузу

Наталия Павловна ОСИПОВА имеет богатый опыт в сферах искусства и педагогики. Она говорит, что к любому вопросу подходит творчески и пытается это воспитать в учениках, называет себя восточным человеком, выросшим на лепешке и солнышке. О творческой судьбе, преподавательской деятельности и грядущем празднике Навруз мы побеседовали с этим видным керамистом и графиком.

Детские пристрастия

– Моя мама неплохо рисовала и мечтала стать художником, ее дядя был живописцем. Помню, в детстве она мне рисовала принцесс, обшивала кукол. В нашей семье главным считалась учеба. Родители были трудоголиками, они даже дома наврузу говорили в основном о работе. Когда я была маленькой, мама с папой уже начали собирать мне книги по искусству, о художниках, учебники по рисунку, черчению, перспективе. Я очень благодарна им за это.

В первом классе к какому-то празднику мой одноклассник и его папа принесли интересную поделку. Меня поразил восторг детей, они с таким восхищением смотрели на эту вещь, что я подумала: вот, чем надо заниматься. Еще одно неизгладимое детское впечатление связано со стариком-торговцем. К нашей школе приходил аксакал, расстилал платок и на нем расставлял свистульки. Каждую перемену я сломя голову бежала к нему; он разрешал трогать игрушки, рассказывал, как их делал. Возможно, поэтому у меня появился интерес к глине. Я запойно лепила игрушки из глины, которую брала прямо из арыка во дворе. Увлекла этим занятием всех дворовых детей. Мои родители в шутку говорили, что мне игрушки покупать не надо, так как я их делаю сама.

Недалеко от школы находился зоопарк. Мы с подружкой туда ходили, долго смотрели на животных, отсюда мое увлечение анимализмом. Став постарше, я недолго посещала студию кукольного театра. Учительница показывала, как шьют головы, одежду куклам. Я даже сама сделала какую-то игрушку из папье-маше. Могла бы в дальнейшем работать в кукольном театре, но не сложилось.

В пятом классе мама записала меня во Дворец пионеров, и там уже началось обучение акварели, рисунку. Преподаватель ставил сирень, и я ее изображала на бумаге, или говорил: «Садись и рисуй что хочешь». Помню, мы гостили летом в российской деревне и я по памяти нарисовала пейзаж: избушки, бревна, на которых сидели ребятишки, пасущихся коров.

В восьмом классе я стала ходить в студию Якова Львовича Фрумгарца, у которого учились многие художники. Три месяца занималась с ним, мы рисовали на улице. Он мне сказал, что мой рисунок очень живой, что я смогу стать художником.

В этот же период в наш класс пришла новая ученица. Она рассказала, что ее сосед – преподаватель, который хорошо рисует и лепит, и предложила меня с ним познакомить. Он преподавал керамику в училище Бенькова и порекомендовал мне поступать туда. Этот педагог меня подготовил к вступительным экзаменам, ставил на балконе предметы, чтобы я рисовала натюрморты, показывал ошибки.

Поддержка родителей

В 1967 году я поступила в художественное училище. Учеба проходила хорошо, у нас был сильный преподавательский состав, мы любили свое дело, да к тому же молодость. Мне очень нравилось рисовать во дворе, нам говорили: «Вот кисти, краски, тутовник – рисуйте, как чувствуете».

Отучившись четыре года, я была направлена по распределению в Риштан на керамический завод. Мои родители, конечно, не могли отпустить единственную дочь так далеко – мама похлопотала, и меня переоформили на Ташкентский керамический завод. На этом предприятии я проработала 18 лет. Папа мне всегда говорил: «Не гонись за деньгами, расти как художник, твори». Родители меня поддерживали во всем, они были просто золотыми. Если я дома варила краски на газовой плите, то родители никогда не жаловались на неприятный запах или копоть – терпели. Или когда я посередине комнаты рисовала натюрморт, они обходили без всяких замечаний.

На заводе я расписывала пиалушки, ляганы, игрушки. Через год практики (а надо было отработать два года) я подошла к директору и сообщила ему, что хочу поступать в институт. Он меня отпустил, но с условием, что я вернусь. Окончив театрально-художественный институт, отделение «художественная керамика», я стала дипломированным специалистом прикладного искусства.

Выставки

С 1972 года я начала выставляться. Вначале это были молодежные выставки, потом республиканские и международные. Мои графические произведения восточной тематики экспонировались в ТЮЗе, Музее Есенина, Музее вооруженных сил. Я стала членом союза художников Узбекистана (в дальнейшем он был переименован в творческое объединение художников Академии художеств Узбекистана).

В восточном изобразительном искусстве мне больше всего нравится орнаментика. У нас орнамент везде: ковры, чеканка, керамика, облицовка в архитектуре. В 2000 году я участвовала во всемирной выставке в Ганновере, там выставлялась моя керамика. Тогда Узбекистан получил диплом за развитие прикладного искусства. В 2012 году у меня состоялась первая персональная графическая выставка, которую я посвятила своим родителям.

Педагогика

19 лет назад началась моя педагогическая карьера. Сначала меня приняли во Дворец школьников, где я проработала три года. Затем семь лет я преподавала рисунок, живопись, керамику в школе-интернате при Академии художеств. Сегодня тех моих учеников уже по телевизору показывают. Далее был политехнический институт, меня взяли на кафедру промышленного дизайна.

К Наврузу

Сейчас я уже девятый год работаю в частной общеобразовательной школе, преподаю рисование. На днях мы рисовали весну и Навруз. Я всегда говорю детям, что они должны отражать на бумаге свои впечатления. Как у нас изображается Навруз? Весенний пейзаж, цветущие деревья, люди на празднике. Ребята рисуют тюльпаны, горные пейзажи, женщин в национальных костюмах, варящих сумаляк, кто-то накрывает дастархан, другие танцуют, где-то – чаепитие, мужчины пилят дрова, носят воду. Я объясняю ученикам, как правильно по пропорциям собрать тематическую композицию. В младших классах к Наврузу мы рисуем весенние цветы: тюльпаны, сирень, нарциссы, ирисы в вазах. В средних – горные весенние пейзажи с цветущим урюком, бабочками. Старшеклассники рисуют цветными карандашами отдыхающих в горах людей. Школьники на классном часе вспоминают традиции Навруза, историю праздника. Я неустанно повторяю, что надо изучать и чтить свои традиции, культуру.

Секреты обучения

Урок должен быть не только полезным, но и интересным. Мои ученики, заходя ко мне в класс, первым делом спрашивают: «Что мы сегодня будем рисовать?» Мне очень нравится смотреть, как у ребенка просветляются глаза, когда он что-то понял или узнал новое. Он распускается, как весенняя почка. Хочу отметить, что все дети рисуют, но жесткая критика, слова «ты что тут намалевал» отбивают у многих желание творить. Ни в коем случае нельзя негативно высказываться о работах учеников. Если что-то нарисовано  неправильно, я указываю на ошибки и объясняю, как их исправить.

Я рекомендую детям ходить на выставки, ярмарки, чтобы они приобщались к прекрасному. В старших классах рассказываю о художниках Узбекистана и показываю их портреты. Ребята должны знать не только Леонардо да Винчи, Рембрандта, Микеланджело, Айвазовского, Шишкина, Репина, но и наших узбекских художников: Баходира Джалалова, Чингиза Ахмарова (кстати, он расписывал станцию метро Алишера Навои), Рузы Чарыева, Дамира Рузыбаева, Джалалитдина Миртаджиева (к сожалению, недавно ушедшего) и других.

Мои ученики участвуют в выставках. К Наврузу в школе мы вывешиваем детские работы весенней тематики. Лучшие отмечаем, а их авторов награждаем грамотами. Недавно прошла городская выставка «Экология родного города», где экспонировались работы наших ребят. Сейчас мы готовимся к международной выставке «Зеленая планета глазами детей».

Я сама к праздникам делаю различные аппликации, декорации, маски к спектаклям. Так что в нашей школе царит творческая атмосфера.

О творчестве

В моей графике искусствоведы отмечают пластику линии. У меня рука набита на пиалушках, которые я расписывала на заводе. Я рисую простыми и цветными карандашами, гелевой ручкой. Когда я работаю, никого не должно быть рядом; для меня в творчестве самое главное и трудное – это начать. Конечно, чтобы рисовать или лепить, необходимо вдохновение, иногда оно накатывает и не отпускает. Бывает и по-другому: процесс пошел, а я остываю, приходится откладывать работу, а потом к ней возвращаться. Большие вещи я не делаю: здоровье не позволяет. Моя керамика терракотовая, это в основном мелкая пластика. Мне нравится самаркандская керамика Мухтаровых. Восточная тематика мне близка, органична.

Я член «Хунарманда», регулярно участвую в выставках-продажах, это дает возможность мне творчески реализовываться. Мои покупатели – люди, разбирающиеся в искусстве, студенты. Молодежь подходит, спрашивает, как сделаны изделия, я объясняю. Даже у прилавка обучаю. (Улыбается.) Естественно, продажа – финансовое подспорье, но это неглавное – для меня важно общение. Я шучу, что ушла в народ.

Хочу поздравить всех читателей газеты «Леди» с Наврузом! С приходом весны природа пробуждается, зима заканчивается и все трудности остаются позади, люди становятся более душевными и в будущее смотрят с надеждой и верой в лучшее.

Надежда НАМ

24.03.2015


Источник: http://www.gazeta-lady.uz/aktualno/lepit-i-risovat-navruz-vospevat.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Поделки к праздникам. Международный день Новруз. Науроз Плетенные абажуры


Поделки к наврузу Поделки к наврузу Поделки к наврузу Поделки к наврузу Поделки к наврузу